Фз об охране семьи, материнства и детства

Указом Президента нашей страны, новым Законом о детских пособиях No 418-ФЗ с 1 января 2018 года введен в действие целый комплекс мер, направленных на поддержку семьей, в которых воспитывается подрастающее поколение.

Своевременность изменений в сфере выплат на детей назрела давно, ведь с 2007 года, когда была запущена программа материнского капитала, это первая масштабная законодательная инициатива государственной власти.

Пособия, льготы и поддержка детских учреждений

Новые пособия по уходу за детьми до 1,5 лет уже выплачиваются с января 2018 года. Размер рассчитывается, исходя из прожиточного минимума региона. Средняя сумма составит 10-10,5 тыс. рублей. Она выдается за первого ребенка из бюджетных средств.

Такая же сумма полагается родителям и за второго малыша из средств мат. капитала. Об этом говорит Федеральный закон No 418-ФЗ от 28.12.17 г.

Программу материнского капитала государство планирует сохранить до 2021 года включительно. Его размер 453026 рублей и в ближайшие два года индексация не планируется.

Теперь его можно использовать до истечения 3-х лет на обучение ребенка в дошкольный период.

Дополнительно еще 10 регионов России получили право и бюджетные средства для выплаты пособий на 3-го ребенка.

Размер его эквивалентен прожиточному минимуму на детей на территории региона.

Рождение второго, равно как и третьего ребенка, решено поощрить созданием льготных ипотечных условий. Ипотека всего под 6% годовых при покупке нового жилья доступна таким семьям с начала 2018 года.

ФЗ об охране семьи, материнства и детства

Дополнительные средства направлены на создание новых мест в детсадах ясельного типа. Они предназначены для малышей, начиная с возраста 2 месяцев.

Будет профинансировано обновление материальной базы поликлиник, обслуживающих детей.

При этом меры, разрешающие использовать материнский капитал на образование дошкольников, финансирование переоснащения мед. учреждений и расширения сети детских яслей, направлены на перспективу, носят стратегический характер.

Оформление же пособий и льготных ипотечных кредитов – право, которое при соблюдении определенных условий возникает непосредственно после рождения ребенка.

Кто имеет право на выплаты и льготы по ипотеке

Право получать новые виды пособий на первого и второго ребенка, рожденных после 1.01.2018 г., имеют:

  • мать;
  • отец, если мать по каким-то причинам не получает выплату;
  • официальный опекун или официальный усыновитель малыша, имеющий все необходимые полномочия, подтвержденные законом.

За основу берется величина в 1,5 прожиточных минимума региона. Если средний доход в пересчете на одного человека в семье менее этой величины, то возникает право на получение пособия. Сумма исчисляется из расчета дохода семьи за последний год.

Пособие на третьего ребенка

Эта государственная мера, направленная на повышение рождаемости в регионах, существует уже не первый год. В 2018 году финансирование коснется регионов, где коэффициент рождаемости не выше 2,0.

Список их регламентируется соответствующим распоряжением, опубликованным на сайте Правительства России.

Льготы по ипотечным кредитам

Пониженная ставка по ипотечным кредитам доступна при следующих условиях:

  • В семье появился второй (третий) ребенок.
  • Приобретается жилье в новостройке, а не на вторичном рынке недвижимости.

Если семья уже имеет ипотечный кредит, то возможно рефинансировать его под ставку 6 %.

Такой кредит можно будет оформить только в срок до конца декабря 2022 года включительно.

Как оформить

За пособием на первенца следует обращаться в органы социальной защиты населения. Оформление пособия на 2-го ребенка, исходя из суммы материнского капитала, взял на себя Пенсионный фонд.

Существует возможность подачи пакета документов через МФЦ. Список документов при этом стандартный:

  • Паспорт обратившегося за пособием.
  • Свидетельство о рождении малыша.
  • Справка о том, что второй родитель не получает пособие.
  • Реквизиты банка для зачисления пособия.

Поскольку при начислении пособий учитывается региональный прожиточный минимум, количество членов семьи, то понадобятся еще:

ФЗ об охране семьи, материнства и детства

  • Свидетельства о рождении всех детей семьи.
  • Справка о составе семьи.
  • Справки с информацией о доходах.
  • Подтверждающая информация о проживании в регионе.
  • Справка с места работы, если обратившийся за пособием работает.

Для реализации права на льготный ипотечный кредит следует обратиться в российский банк или отделение Агентства Ипотечного Кредитования, оформив соответствующий договор с приложенным к нему пакетом документов. Нюансы процедуры в каждом случае рекомендуется уточнять на месте.

Сколько времени займет оформление

После подачи всех необходимых документов пособие оформляется в течение 10 дней. Оформление (переоформление) ипотеки, которое, если верить рекламе, некоторые банки обещают провести в течение 2 дней, на практике длится около месяца. На такой срок можно рассчитывать, если процедура хорошо подготовлена документально и идет без задержек.

Сколько стоит оформление

Услуги за оформление детских пособий, согласно закону N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, предоставляются бесплатно.

Оформление (переоформление) ипотечного кредита регулируется российским законодательством и внутренними регламентными процедурами банковского учреждения, в которое обращается семья.

Что нового в исчислении «старых» выплат

Существенных изменений здесь ожидать не стоит, однако о некоторых нововведениях полезно знать.

ФЗ об охране семьи, материнства и детства

Реализуется установленный Законом No 444-ФЗ порядок регулярной индексации большей части пособий государства, в том числе и касающихся поддержки семьи и детства.

Эта процедура будет проводиться единожды в год, 1 февраля, а размер индексации привязан к размеру инфляции за минувший год. В феврале этого года пособия увеличатся, таким образом, на 2,5 %.

По расчетам аналитиков, в следующем году цифра может вырасти до 3,2%. При этом пока заморожено повышение величины материнского капитала.

Минимум декретных выплат для женщин, которые работают, вслед за официально установленным минимумом оплаты труда, вырастет более чем на 21%.

С 01.01.2018 года семьи с детьми получили хорошую добавку к бюджету в виде двух новых пособий –выплат от государства на 1 и 2 ребенка.

Расширен список регионов, поощряющих финансово рождение 3-го малыша.

Льготные условия ипотечного кредитования, финансирование дополнительных мест в дошкольных учреждениях ясельного типа, переоборудование детских поликлиник – важные меры, призванные улучшить демографическую ситуацию в стране.

Их реализация, наряду с плановой индексацией уже существующих пособий, поможет семьям, имеющим детей, оптимистично смотреть в будущее.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/roditelskije-prava/materinstvo/podderzhka.html

Структура защиты материнства и детства в России

ФЗ об охране семьи, материнства и детства

В статье раскрываются основные понятия конституционно-правовой защиты семьи, материнства и детства, а также рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается семья в настоящее время. Раскрыты основные правовые аспекты социальной защиты материнства, отцовства и детства.

Семья как объект политики

Семья является той малой группой, на жизнедеятельность которой особенным образом оказывают воздействие все те вопросы, на которые социуму приходится находить ответ в обстоятельствах рецессии и нахождения версий благополучного выхода из нынешней трудной экономической ситуации. Увеличение безработицы, снижение уровня доходов формируют значительные сложности с осуществлением семьей ее важнейших функций.

Защита материнства и детства всегда занимает приоритетную позицию в политике социального государства. Для России развитие системы поддержки граждан, воспитывающих детей, является одной из наиболее важных.

Поэтому начиная со второй половины 90-х годов Россия ратифицировала ряд международно-правовых актов, что позволило нашей российской общественности по-новому взглянуть на мир детства и прилечь к нему внимание.

Одной из первых была ратифицирована нашей странной Конвенция ООН о правах ребенка (13 июля 1990 г.).

Далее, уже в 1993 году при Президенте Российской Федерации Б. Н. Ельцине была образована комиссия по вопросам женщин, семьи и детей, которая занималась подготовкой проектов и постановлений по вопросам улучшения положения женщин и детей.

Важным событием в отношении политики защиты материнства и детства было подписание Президентом РФ Б. Н Ельциным 29 декабря 1995 года приказа о принятии Семейного кодекса РФ. С 1 марта 1996 года вступил в законную силу новый Семейный кодекс РФ.

Демографические проблемы

Одной из главных проблем начала 2000-х годов для России стало массовое сокращение населения. Так, согласно данным переписи 2002 года, начиная с 1989-го по 2002-й численность населения страны сократилась на 1,8 млн человек.

Важно отметить, что уровень рождаемости был практически в 2 раза ниже, чем уровень смертности.

Обращая внимание на всю важность и кризисность демографических и семейных проблем (материнство и детство и т. д.), стратегической целью деятельности социального государства в тот период стало снижение уровня населения, которое находится за чертой бедности.

Как отмечает Д. Б. Полиэктова, «в настоящее время почти половина семей не имеет детей, а в большинстве – только одного ребенка. Кроме того, в детских домах, не имея семьи, находятся очень много ребят, а еще больше бездомных и безнадзорных детей находят себе пристанище на улицах.

Поэтому фактически в каждой из четырех приоритетных национальных программ – «Здоровье», «Образование», «Достойное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса» – содержатся положения, относящиеся к охране и развитию семьи, материнства, детства.

Вышеперечисленные программы являются формой социальной защиты» [3, с. 108].

Социальная защита материнства, отцовства и детства – это помощь, предоставляемая государством, а также частными организациями нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, детям-инвалидам, родителям-инвалидам.

Современная трансформация «российской действительности, переживающей основательное политическое, экономическое и социальное переустройство, обуславливает необходимость теоретического осмысления важных направлений этих преобразований.

Важным из них считается социально – правовая защита семьи, материнства и детства» [3, с. 109].

Одним из них считается реформирование социального института материнства и детства, его отношений с государственной властью и реформирование политики в области материнства и детства самой страны.

Социальная политика

Социальная политика представляет собой составную часть общей стратегии Российской Федерации, имеющей отношение к социальной сфере. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность по разработке и реализации решений, лично касающихся человека, его места в обществе, предоставления ему социальной гарантии с учетом особенностей разных групп населения России.

В последние 10 лет обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из важнейших национальных приоритетов Российской Федерации.

Разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей. Ужесточены наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, усилены меры по предотвращению алкоголизации и привлечения к табакокурению подростков.

Вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Утвержденная указом Президента Российской Федерации «Национальная стратегия действий в интересах детей на период до 2017» года задала основные направления деятельности для органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и всего российского общества на пути к обеспечению благополучного и защищенного детства.

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777669013/

Защита материнства, детства и семьи (ст. 38 Конституции России)

  • Конституционные нормы о защите материнства, детства и семьи составляют конституционную основу государственной поддержки се­мьи в Российской Федерации и являются обязательным условием реа­лизуемой государственной политики.
  • Конкретные направления поддержки материнства, детства и се­мьи определяются текущим законодательством.
  • В частности, семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости про­извольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения бес­препятственного осуществления членами семьи своих прав, включая право на судебную защиту этих прав.
Читайте также:  Могут ли уволить или сократить многодетную мать с работы

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в от­ношении своих детей. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Семейный кодекс Российской Федерации запрещает осуществление родительских прав в про­тиворечии с интересами детей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие возраста 18 лет, должны заботиться о нетрудо­способных родителях.

Трудовое законодательство также закрепляет ряд гарантий тру­довых прав женщин. В частности, запрещается отказывать в заклю­чении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с бере­менностью или наличием детей.

Для беременных женщин не может устанавливаться испытание при приеме на работу. Женщинам предо­ставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.

По заявлению женщи­ны ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой государственного пособия.

Российское законодательство также предусматривает ряд мер материальной поддержки материнства и детства.

Соответствующие меры социальной поддержки установлены, прежде всего, Федераль­ным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Эффективной мерой материального стимулирования семей является выплата материнского (семейного) капитала женщинам при рождении второго ребенка (в настоящее время размер материнского (семейного) капитала со­ставляет 365 тысяч рублей).

Основные законодательные акты:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан».

Источник: https://01.xn--b1aew.xn--p1ai/document/201368

Статья 38 Конституции России

Текст Ст. 38 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Ст. 38 Конституции Российской Федерации

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.

Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.

В данной норме не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст. 7 и ст. 72 Конституции РФ), в силу, как представляется, особой значимости защиты института материнства, незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Семейное законодательство, опираясь на Конституцию РФ, в ч. 1 ст.

1, объединяя отцовство, материнство, детство и семью в одну статью, говорит, что все они находятся под защитой государства.

И это не случайно, ведь термины «материнство» и «отцовство», как и «детство», неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института «защиты семьи, материнства, отцовства и детства».

Детство — это период возрастного развития от рождения до 18 лет либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле. Материнство — реализованная способность женщины к рождению, вскармливанию и воспитанию детей*(164). Отцовство — кровное родство между отцом и его ребенком (детьми)*(165).

Семья — это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека.

Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166).

Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов.

Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение.

С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова — как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168).

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ.

Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред. от 5 октября 2002 г.

) были утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства.

Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.

Защита материнства — одна из приоритетных задач российского государства. В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства.

Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства.

Одной из важнейших задач государства является правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка.

Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство.

Особенность положения ребенка в семье и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью.

Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагается на родителей либо на лиц, их заменяющих*(169).

В связи с тем что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует оказывать внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами.

В статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что государства — члены совета Европы обязуются «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»*(170). Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, а реализация прав и обязанностей родителей «принимается во внимание». В российском законодательстве обеспечение прав и свобод детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность за замещение родительских функций.

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся Конституция РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г.

N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»*(171) и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*(172).

Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.

2. Право родителей на воспитание ребенка объявляется законом и как их обязанность (ст. 63 СК РФ

). Таким образом, в законодательном порядке отражены два аспекта воспитания детей: частноправовой, поскольку оно является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой, так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей и ему не безразлично, каких членов общества «продуцирует» семья*(173).

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I и III групп, лица пенсионного возраста).

Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи*(174).

Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89, 90, 93-98).

3. Часть 3 комментируемой статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст.

87 СК РФ); аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК РФ) и т.д.

Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.).

Нетрудоспособность родителей означает достижение ими пенсионного возраста либо наличие инвалидности. Нуждаемость родителей в помощи со стороны детей возникает, когда их собственных средств не хватает для поддержания своего материального состояния на уровне прожиточного минимума.

При взыскании алиментов в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей обязателен учет материального, семейного положения как родителей, так и детей, а также любых других заслуживающих внимания интересов сторон.

Определяя размер алиментов, подлежащих уплате в пользу родителей, суд обязан установить источники дохода каждой из сторон, выяснить наличие иждивенцев, других лиц, которых обязаны содержать алиментнообязанные лица, и пр.

Источник: http://konstRF.ru/38

Законодательные меры в области охраны прав детства



В современном российском законодательстве действует целый ряд различных документов, регулирующих сферу охраны прав и интересов несовершеннолетних. Основными нормативно-правовыми актами в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних являются Конституция Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году. Важнейшим элементом данного нормативно-правового акта стало установление принципа государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

С принятием Конституции не только родители и попечители были обязаны заботиться о детях и обеспечивать защиту их прав, но эти функции также должно было выполнять и государство, что повышало степень юридической защищённости несовершеннолетних в стране.

Сферу охраны прав детства и законных интересов несовершеннолетних также регламентирую такие нормативно-правовые акты, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г.

Читайте также:  Выплата алиментов по семейному кодексу рф

№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июня 1999 г.

№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Долгое время основные институты семейного права не учитывали некоторые положения основных юридических законов, таких как Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации. Ситуация изменилась в связи с принятием в 1995 году Семейного кодекса Российской Федерации.

Теперь основные институты семейного права были приведены в соответствие, как с основными международными законами, так и с основными законами РФ. Созданный под влиянием Конвенции о правах ребенка, Семейный кодекс РФ оказал значительное влияние на федеральное законодательство в сфере защиты прав и интересов ребенка.

Ребёнок был признан самостоятельным субъектом Российской Федерации, а его права закреплены в главе 11 специального соглашения.

Гражданский кодекс РФ разделяет несовершеннолетних на 2 группы в зависимости от степени их дееспособности. В первую группу входят несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет, над которыми в случае потери родителей? устанавливается опека.

Во вторую группу входят несовершеннолетние в возрасте т 14 до 18 лет, над которыми, в случае потери родителей устанавливается попечительство.

Данное разделение вносит ясность в степень возможности ребенка заботиться о себе и нести ответственность за свои поступки, что облегчает процесс защиты прав и интересов ребенка.

Согласно Гражданскому кодексу РФ семья, материнство, отцовство и детство находятся под охраной государства. В данном документе регламентированы полномочия опекунов и попечителей, а также органов опеки и попечительства.

Помимо этого, законодательно закреплены такие действия государственных органов власти, как социальная помощь и защита детей, лишившихся опеки родителей, а также детей-сирот. Подобные действия являются частью административно-правового регулирования прав и интересов несовершеннолетних [9].

Согласно теории юридической науки, административно-правовое регулирование представляет собой специфическое воздействие набора конкретных правовых средств на общественные отношения, возникающие в административно-правовой сфере для обеспечения интеграции и безопасности публичных и частных административных прав, законных интересов отдельных лиц, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, которые реализуются в административно-правовой сфере [8].

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также является частью административно-правового регулирования защиты прав несовершеннолетних.

В соответствии с данным законом государственные органы Российской Федерации принимают непосредственное участие в вопросах, связанных с защитой прав и интересов ребенка, посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов, проведения просветительской работы с детьми, оказания юридической помощи при обращении к ним ребенка или его законного представителя.

К элементам административно-правового регулирования относится также Федеральный закон от 24.06.

1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который предусматривает, что комиссия по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (центры содержания под стражей, исправительные учреждения для несовершеннолетних и уголовные инспекции) входят в систему органов по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Источник: https://moluch.ru/archive/279/62904/

Обзор нормативно — правовых документов по охране детства в РФ

  • МИНОБРНАУКИ РОССИИ
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
  • высшего о образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра дошкольного и специального образования

44.03.01 Педагогическое образование Дошкольное образование

ОБЗОР НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО СОЦИАЛЬНО- ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В РФ

РЕФЕРАТ

  1. Выполнила студентка 4 курса, гр. ДС-15 (2) Тевс ТатьянаГеннадьевна
  2. Проверил: доцент, кпн, доцент кафедры ДиСО
  3. Султанбаева Клавдия Ивановна,
  4. Абакан, 2019

Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает тридцать восемь прав, в том числе ряд прав, связанных с процессом получения образования (ст.24).

  • Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
  • -обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • -защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • -обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • -признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • -защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • -защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

-меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

-за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 — 136);

-за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 — 157).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит:

— «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс Российской Федерации.

Принятие нового Семейного кодекса связано, в первую очередь, с коренными изменениями в политической и социально — экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важные социальные институты общества, какими являются брак и семья.

Регулирование семейных отношений приведено в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ.

В нормах Семейного кодекса получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах. Кодекс учел практику применения действующего законодательства, критику его отдельных положений, предложения, высказанные в процессе его подготовки законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практическими работниками, учеными.

Кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Сюда входят личные неимущественные и имущественные отношения, отношения между разными членами семьи, отношения по поводу детей, оставшихся без попечения родителей, отношения с участием иностранцев.

  1. Одной из важных тенденций Нового Кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект «родительской власти».
  2. Соответствующие нормы кодекса исходят из основополагающего принципа
  3. -правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка:
  4. -жить и воспитываться в семье;
  5. -знать своих родителей (насколько это возможно);
  6. -право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии — другими ответственными за это лицами);
  7. -на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  8. -на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55);
  9. -на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд (ст. 56);
  10. -выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57);
  11. -на имя и фамилию (ст. 58);

-на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60).

Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65).

Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. 69 — 72). Восстановление родительских прав допускается только при наличие согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72).

Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав (ст. 73 — 76).

Допускается также досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77).

Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов (ст. 61 — 69).

Принятие Семейного кодекса вызвало необходимость внесения ряда новых документов относительно детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Среди них следует отметить Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» и ряд других документов. В этих документах правовую основу получил приоритет усыновления над другими формами социального устройства осиротевшего ребенка.

Одной из крупных законодательных мер явилось принятие Федерального закона от 21.12.96 г.

№ 159 — ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, медицинского обслуживания, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, а также права.

В работу должны включаться все поколения семьи, участвующие в воспитании ребенка. Целью является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов взаимодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть, и за то, что они есть.

Постановление Правительства РФ № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» нацелено не создание условий для устройства детей на воспитание в семье.

Федеральный закон № 44 — ФЗ от 16.04.01 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает порядок и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Получил необходимую нормативно-правовую базу институт «приемная семья». Принято к исполнению Положение о приемной семье,

Источник: https://infourok.ru/obzor-normativno-pravovih-dokumentov-po-ohrane-detstva-v-rf-3757093.html

Охрана материнства и детства в РФ

Охрана
материнства и детства в РФ, понятие,
содержание. Номенклатура учреждений,
управление (РФ, область, город, р-н).
Основные проблемы ОМД в РФ.

Показатели
здоровья женщин и детей являются наиболее
чувствительным индикатором
социально-экономического развития
общества.

Деятельность государственной
системы охраны материнства и детства
направлена на реализацию комплекса
социально-экономических и
лечебно-профилактических мер по
оптимизации образа жизни в семье,
укреплению здоровья женщин и детей,
обеспечению условий нормальной
жизнедеятельности. Комплекс мероприятий
должен быть направлен на:

  • — обеспечение
    гарантий гражданских прав женщин и мер
    поощрения материнства;
  • — разработку
    и обеспечение законодательных актов о
    браке и семье;
  • — охрану
    женского труда и трудовой деятельности
    подростков;

  • государственную материальную и социальную
    помощь семьям, имеющим детей;

  • гарантирование системы обучения и
    воспитания детей в нормальных условиях,
    не нарушающих их здоровья;
  • — качественную,
    гарантированную и доступную
    медико-социальную помощь.

В системе
охраны материнства и детства различают
6 этапов оказания профилактической и
лечебной помощи: 1) оказание помощи
женщине вне беременности, подготовка
ее к материнству, совершенствование
работы женских консультаций, центров
“Брак и семья”, генетических центров
и др.; 2) комплекс мероприятий по
антенатальной охране плода в женских
консультациях, отделениях патологии
беременности, специализированных
отделениях и др.; 3) интранатальная охрана
плода и рациональное ведение родов; 4)
охрана здоровья новорожденного,
организация правильного вскармливания,
создание оптимальных условий для
физического развития; 5) охрана здоровья
ребенка в дошкольный период, обеспечение
условий для оптимального физического
развития, создание нужного иммунологического
статуса; 6) охрана здоровья детей школьного
возраста.

Среди
основных медико-социальных и правовых
актов охраны материнства и детства
следует выделить закон РФ “О дополнительных
мерах по охране материнства и детства”
(04.04.92 г.

), который предусматривает
продолжительность отпуска по беременности
и родам в 70 календарных дней до родов и
70 дней после родов, а в случаях осложненных
родов — 86 дней, при рождении 2 детей и
более — 110 дней.

Введено единовременное
пособие (50% от минимального размера
оплаты труда) дополнительно к пособию
по беременности и родам.

Постановлением
Верховного Совета РФ от 01.10.90 г. “О
неотложных мерах по улучшению положения
женщин, семьи, охраны материнства и
детства на селе” женщинам устанавливаются
ежегодные отпуска не менее 28 календарных
дней, гарантирована 36-часовая рабочая
неделя, предусмотрены гигиенические и
социально-правовые нормативы работы
на опасных видах производства.

Источник: https://studfile.net/preview/4521020/

Защита материнства и детства

Защита материнства и детства.В настоящее время, Российское законодательство не только регламентирует защиту государством материнства,

 детства   и  семьи в Конституции России, федеральных законах  и  подзаконных актах, а также создает все условия  и  разрабатывает механизмы для реализации такой  защиты. Вследствие того, что именно институт материнства и детства нуждается в постоянной защите и поддержке.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Охрана материнства и детства – система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, из физического, интеллектуального и нравственного развития.

В данный момент деятельность государства осуществляется по нескольким направлениям:

  1. совершенствование законодательной базы  и  разработка гарантий по  защите  института  материнства   и   детства;

  2. создание механизмов, направленных на реализацию этих гарантий  и  норм;

  3. практическое применение института по защите  института  материнства   и   детства, создание дополнительных условий для укрепления института в соответствии с изменением экономических,  социальных   и  иных обстоятельств в государстве.

Основной системой  защиты   материнства   и   детства  выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.

Согласно ст.38 Конституции РФ материнство   и   детство  находятся под  защитой  государства. Забота о детях, их воспитание — это равное право  и  обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены также в Трудовом Кодексе Российской Федерации.

Трудовые льготы женщинам в связи с материнством гарантирует трудовое законодательство, запрещающее труд женщин на тяжелых и вредных для ее здоровья и здоровья будущего ребенка производствах (список отраслей промышленности периодически пересматривается).

Расширены льготы работающим беременным женщинам и имеющим малолетних детей: режим неполного рабочего времени, возможность выполнения работы на дому, получение дополнительного отпуска без сохранения содержания, привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку только с согласия женщины, увеличение оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком.

В целом Российское законодательство содержит широкие гарантии в связи с  материнством, включая получение поддержки многодетных  и  малообеспеченных семей. В основе государственной политики  и  законодательства лежит учет интересов детей  и  родителей, равные права супругов в браке, в том числе по воспитанию детей.

Среди конституционных механизмов  защиты  прав ребенка в Российской Федерации следует отметить активную  и  позитивную роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Защита  прав  и  интересов детей – это безусловный приоритет для государства, залог его успешного будущего, поэтому необходимо, активно  и  последовательно совершенствовать механизмы  защиты  института  материнства   и   детства.

Однако в существующей в настоящее время неблагоприятной демографической ситуации охрана репродуктив­ного здоровья в России приобретает особую  социаль­ную  значимость.

Современное российское общество  и  государство должны проявлять особую заботу о молодой семье, так как именно с молодыми семьями связано улучшение демографической ситуации в современной России.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)

+7 (495) 317-12-91 (Москва)+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Сегодня  защита   материнства   и   детства  является приоритетной в национальных проектах и важной в государственной семейной политике.

Автора статьи: Лестева В.С.-ЭПОД

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/zashita-materinstva-i-detstva

Закон о защите материнства и детства рф

Отцовство — кровное родство между отцом и его ребенком (детьми)*(165). Семья — это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека.

Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166).

Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях.

Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение.

Важно

Часть 3 комментируемой статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст. 87 СК РФ); аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст.

95 СК РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.).

Нетрудоспособность родителей означает достижение ими пенсионного возраста либо наличие инвалидности.

Нуждаемость родителей в помощи со стороны детей возникает, когда их собственных средств не хватает для поддержания своего материального состояния на уровне прожиточного минимума.

Статья 38 конституции рф

С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова — как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168). Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п.

1 ст. 1 Семейного кодекса РФ. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред.

Каковы особенности расчета и получения декретного пособия для случая, когда женщина, находясь в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, уходит во второй декретный отпуск? Согласно пункта 6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в дальнейшем по тексту — Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375, декретное пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованной женщины, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам…

Статья 38 

В подразделе «Трудовое законодательство» можно обратиться в ТК РФ для уточнения сроков и продолжительности отпуска по беременности и родам для работающих женщин, особенностей оформления отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, других вопросов для работников, имеющих детей.

Популярные ответы на вопросы по детским пособиям Выплачивается ли ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет по месту работы, где женщина оформлена как совместитель? Нет, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет назначается и получается только у одного из работодателей.

Как правило, по основному месту работы…

Статья 38 конституции россии

Конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что государства — члены совета Европы обязуются «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»*(170). Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, а реализация прав и обязанностей родителей «принимается во внимание». В российском законодательстве обеспечение прав и свобод детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность за замещение родительских функций.

§ 4. защита материнства, детства и семьи

В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства.

Внимание

СК РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.). Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства.

Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.

Защита материнства — одна из приоритетных задач российского государства.

Источник: http://tk-advokat.ru/2018/04/21/zakon-o-zashhite-materinstva-i-detstva-rf/

Ссылка на основную публикацию